Алесь Адамович


2 комментария:

  1. Человек европейского масштаба
    Писатель-гуманист, критик, ученый, киносценарист, публицист, общественный деятель, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук БССР. Он вошел в историю белорусской литературы как автор произведений о войне. Ум и совесть писателя-гуманиста не могли согласиться с предначертанной от начала обреченностью рода человеческого. На самом краю пропасти, в которую по инерции истории уходил свет, он искал слова, способные пробудить людей для активных действий, для упрямого сопротивления судьбе.
    Как говорил о нем Василь Быков, «Алесь Адамович воплощает в себе генофонд нашей горемычной и возвышенной нации».
    Творческая биография
    Родился 3 сентября 1927 года в деревне Конюхи Копыльского района Минской области в семье врача. С 1928 семья жила в поселке Глуша на Бобруйщине. С 14 лет вместе с родственниками принимал участие в деятельности антифашистского подполья, с 1943 был связным в партизанском отряде, а потом и бойцом. Эти события не просто оставили след в душе, но и подтолкнули позже к созданию ряда блестящих художественных произведений. Из-под пера писателя вышли: дилогия «Партизаны» («Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой»), «Хатынская повесть», «Я из огненной деревни» (совместно с Янкой Брылем и Владимиром Колесником), «Каратели», «Блокадная книга» (совместно с Даниилом Граниным).
    В 1944 уехал на Алтай, закончил Лениногорский горно-металлургический техникум. После войны вернулся в Беларусь, поступил в Белорусский государственный университет, окончил аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию. Работая в Институте литературы имени Янки Купалы, защитил докторскую диссертацию. В 1962-1966 годах жил в Москве, учился на Высших сценарных курсах, одновременно читая курс белорусской литературы в МГУ имени Михаила Ломоносова. Затем вернулся в Минск и продолжил работу в Институте литературы.
    Жил и работал в Минске с 1967 по 1994 год. Член Союза писателей СССР, Союза журналистов СССР и Союза кинематографистов, в 1980–90-е занимал пост директора Всесоюзного НИИ кинематографии, сопредседателя Международного фонда «Помощь жертвам Чернобыля». В 1993 году подписал «Письмо 42-х».
    26 января 1994 года сразу после выступления в Верховном Суде России с речью в защиту имущественных прав Союза писателей и Литфонда Алесь Адамович умер от второго инфаркта. Похоронен в городском поселке Глуша Бобруйского района Могилевской области.

    ОтветитьУдалить
  2. Творческое наследие
    Его произведения о войне, переведенные на 21 язык, не оставили равнодушным никого в цивилизованном мире. При просмотре художественного фильма «Иди и смотри», поставленного и снятого по мотивам «Хатынской повести» совместно с известным российским кинорежиссером Элемом Климовым, над документальной книгой-исповедью «Я из огненной деревни» были пролиты реки слез сопереживания и боли.
    «Хатынская повесть» – это ответ теоретикам современной литературы, которые утверждали, что «художественная литература невозможна после Освенцимов». Белорусский прозаик, кажется, сознательно вступил в соревнование с историческими документами и воспоминаниями очевидцев, демонстрируя возможности литературного слова передавать накал событий времен войны, невыносимую боль белорусских женщин и детей, которые пережили собственную гибель и стараются отыскать слова, адекватные пережитому ими.
    После пришла идея создать документальную книгу народной памяти, и на протяжении 1970–1973 гг. Адамович, Брыль и Колесник объехали с магнитофоном и фотоаппаратом всю Беларусь, побывали в сотнях сожженных деревень, записали более трехсот свидетельств массовых уничтожений людей.
    Для Алеся Адамовича война продолжалась и в мирные годы. Война с власть предержащими за правду, за права человека, за открытость информации для народа. Его ненавидели за твердость позиций, светлый ум и правдивость, преследовали за убеждения.
    В застойные советские годы он не только комментировал произведения белорусской литературы, но и возвышал их до европейского уровня как философ, который в своих исследованиях не боялся поднимать наиболее острые вопросы.
    Задолго до Чернобыльской катастрофы его волновала тема атома. Еще в 1981 году он написал: «На планете нет надписи на какой-то двери: «Запасный выход». Некуда бежать будет в случаях ядерного пожара». Одним из первых на Земле белорусский писатель осознал возможность гибели человечества и бил в колокола.
    Трагедию Чернобыля для Беларуси Адамович ставил в «адскую цепочку» с Куропатами и Хатынью. «Виновников Чернобыля надо судить, – писал он. – Ведь если не остановить эту безответственность, эту круговую поруку и большую ложь на всех уровнях, мы не спасемся и от Чернобыля, и от неизбежных новых катастроф». Адамович прекрасно понимал: не будет суда – в сознании людей ничего не изменится.
    В 1987 году Алесь Адамович закончил сценарий «…Имя сей звезде Чернобыль» для художественного фильма, режиссером которого должен был стать знаменитый американец Стэнли Крамер. Сценарий уже был одобрен кинокомпанией Columbia Pictures. Жаль, что Крамер не смог снимать картину по личным причинам, ведь тогда мог получиться эпохальный фильм, который бы донес до человечества масштаб аварии и беду белорусского народа.
    Память
    Уже давно на глушанской земле существует традиция: в день рождения писателя Алеся Адамовича проводить мероприятия в его память. Здесь же, в Глуше, планируется организовать Музей военной летописи «Война под крышами».

    ОтветитьУдалить